Автобус

     Основная информация о пермском автобусе. Автобус в Перми существует с 1926 года. На 2014 год в Перми существует 73 автобусных маршрута, среди которых нет ни одного муниципального. Все маршруты распределяются на конкурсной основе среди частных перевозчиков контролирующей организацией — Департаментом Дорог и Транспорта Администрации г. Перми. Проезд составляет — 13 рублей.


История




Основная статья История пермского автобуса

Впервые об автобусе в Перми зашла речь в 1907 году. В связи со строительством нового железнодорожного вокзала (Пермь II), оказавшегося за городской чертой, губернатор Болотов предложил городской думе обсудить возникшую транспортную проблему,
Один из первых автомобилей в Перми
полагая лучшим выходом устройство трамвая от вокзала до центра города.Автобусное движение в Перми началось 9 июля 1926 года. Тогда был запущен единственный маршрут сообщением «Вокзал Пермь II — Разгуляй». На линии вместо полноценных автобусов, ходили переоборудованные в многоместные легковые автомобили, вместо автобусов на линию вышли наспех переделанные старые автомобили. Однако пермский автобус обязан своим появлением трамваю.

В июне 1926 года газета «Звезда» подвела итоги первого рабочего месяца автобусного движения в Перми. Перевезено круглым счётом 30 тыс. пассажиров.
Цитата
Ходило всего шесть машин: легковые Бразье — 22 дня; Русско-балтик — 16 дней; Оверланд (подсобный) — 5 дней; Спа, полугрузовой — 11 дней; грузовые — Паккард 23 дня и Гарфорд 5 дней. Такое неровное количество дней объясняется тем, что машины выпускались постепенно. Кроме того, автомобили все старые, частично портились и стояли в ремонте… Извозчики по-своему реагируют на автобусное движение. На пути автобуса загадочным образом появляются большие камни, гвозди, битые бутылки и прочее.
В 1927 году пермские автобусы перевезли круглым счётом 700 тыс. пассажиров (в 1926-м — всего 100 тыс.). В сопоставимом тогда по населению Свердловске автобусами было перевезено 1,5 млн пассажиров в 1926-м и примерно 2,5 млн — в 1927-м. Там имелось два десятка машин и три маршрута (в Перми соответственно — шесть и один). Интенсивность пассажирского движения, а следовательно, мобильность населения в Свердловске, с самого начала получалась троекратно выше. А это уже создавало иное качество городской среды со всеми вытекающими.

Контора «Пермское Автодвижение» в полном составе.
Пермь остро нуждалась в новых машинах большой вместимости. Из 22 импортных автобусов, запланированных Уралу на 1928 год, Перми пообещали шесть. Но импорт запретили, поскольку заводы в Москве и Ярославле начали выпускать отечественные автобусы АМО и Я-3. В итоге в Пермь из Свердловска поступили лишь пять ярославских Я-3 (вдвое меньшей вместимости, чем «Фомаги»).

В декабре 1928 года Пермский горсовет, не рассчитывая больше на содействие Свердловска, напрямую заказал у производителя, московского автозавода АМО, пять 13-местных автобусов, которые летом 1929 года прибыли в Пермь. Рост автопарка позволил открыть в Перми второй маршрут сообщением «Данилиха - Черный рынок»

Вскоре было принято решение и об увеличении интенсивности движения. Расширение автобусного движения вызвало у пермских газетчиков небывалый восторг и радость.
Цитата
Автобусное движение в г. Перми до последнего времени находилось в самом убогом состоянии. Приходилось ждать на остановках до получаса и более, чисто для того, чтоб выслушать, как кондуктор безапелляционно осадит тебя: «мест нет». Сплюнешь со злости за потерянное время и, проклиная всё автобусное движение, пойдёшь пешим порядком…
Пермский горсовет заказал заводу АМО ещё пять автобусов. С их получением к августу 1929 года в Перми стало 17 единиц «автодвижения». В 1929 году на всём Урале имелось 47 автобусов, из них 27 в Свердловске.
К/ост «Поселок Закамск», маршрута №3 «Поселок Закамск - Станция Курья».   1946 год.[1]


За 1929 год пермские автобусы перевезли не менее 3 млн пассажиров. Автобусы Свердловска — 7,5 млн. Разрыв начинал понемногу сокращаться. После того как закончилась многотрудная эпопея строительства трамвая, «Пермское Автодвижение» смогло перевести дух. Разношёрстный автопарк начали продавать. В Соликамск на строительство химкомбината отправились бывшие «сорок мучеников». Итальянский «Спа» уехал в 1930-м открывать автобусное сообщение в Лысьве.

По договору с сельхозинститутом «Автодвижение» организовало сезонный маршрут «Пермь — Липовая гора». Открылось пригородное сообщение с Юго-Камском. Процесс пошёл, но сложностей было немало. Водителям не хватало квалификации. Отечественные машины имели слабые моторы, ненадёжные тормоза и вообще неважное качество. Моторное масло, непонятно из чего и кем сделанное, запросто могло погубить двигатель.

После тяжелых годов войны и послевоенного восстановления имелось всего шесть автобусных маршрутов — в 1,5 раза меньше, чем трамвайных (1959 год). В 1950-х годах в Пермь начали поступать новые советские автобусы ЗИС-155.
ЗИС-155 на улице Ленина
Завод имени Сталина позиционировал ЗИС-155 как временное решение, однако нет ничего более постоянного чем временное. ЗИС-155 стал своеобразной заменой модели ЗИС-154 (никогда не эксплуатировался в Перми), имевшей ряд прогрессивных конструктивных решений, но из-за плохой реализации была снята с производства. ЗИС-155 имел множество деталей и некоторые конструктивные решения от ЗИС-154. Но главное он унаследовал от предыдущей модели - несущий кузов, прорывное конструкторское решение по тем временам. Пассажиры недолюбливали этот автобус: высокие подножки, узкий проход создавали проблемы для многих граждан, а загазованность салона часто делала езду невыносимой. В управлении автобус был тяжеловат. Место водителя не отличалось комфортностью: неудобное сиденье создавало дискомфорт, а находившийся справа двигатель, закрытый лёгким кожухом, делал езду летом просто невыносимой.

В период до 1966 года пассажирские автоперевозки в городе осуществлял Пермский автобусный парк в Орджоникидзевском районе г.Перми и Пермская автотранспортная колонна. С 1959 года имеются сведения о работе Автоколонны № 5 Автотранспортной конторы № 5, которая с 1 марта 1963 года была передана Краснокамской автобазе № 2 на основании распоряжения Совнархоза от 28 февраля 1963 г. № 372-Р.

Автобус ЗИЛ-158 на пригородном маршруте №106 «ПермьБершеть»
ЗИС-155 прослужил в пермских автопарках 10-15 лет. В начале 1960-х в Перми появилась новая модель — ЗИЛ-158 (ЛиАЗ-158). Эта модель унаследовала многие недостатки от ЗИС-155: кузов, собранный на заклёпках, маломощный двигатель и др. Автобус стал длиннее, были устранены многие недочеты и проблемы оставшиеся от ЗИС-155. В целом салон остался примерно таким же как у ЗИС-155. ЗИЛ-158 имел 2 четырёхстворчатых пневматических двери для пассажиров и одну поворотную для водителя. Двери вызывали массу нареканий от пассажиров, поскольку они открывались не внутрь, а в наружу. Поэтому пассажиры могли быть испачканы грязными створками дверей.

Затем в середине 1960-х в городе появились львовские автобусы ЛАЗ-695Е. Автобусы ЛАЗ-695 ранних модификаций в своём большинстве эксплуатировались в городе. Рассчитанные на малозагруженные пригородные и междугородние маршруты, они не были предназначены для городских перевозок:
Территория 2 автопарка, 1960-е годы. Видны ЗИЛ-158 и ЛАЗ-695Е[2]
в салоне не было накопительных площадок, имелось малое количество поручней, неудобные двери, узкий проход между сидениями, автобус имел тяжелое управление, отсутствовал гидроусилитель руля, что делало крайне трудоёмким вождение в городе. Однако именно на ЛАЗ-695 был впервые в отечественном автобусостроении применён электропневмопривод, что позволило убрать с панели приборов водителя пневмокран и разместить 2 тумблера вместо него. Двигатель располагался в заднем свесе, что позволило разместить первую дверь прямо напротив водителя. После 1973 года стали поступать обновленные автобусы ЛАЗ-695, получившие литеру «Н»,
Схема маршрутов автобуса. 1967 год.
которые и сегодня изредка встречаются на междугородних перевозках (до последнего времени на маршруте «Пермь — Нытва» ходил ЛАЗ-695Н).

В 1966 году было проведена реорганизация предприятий, занимавшихся пассажирскими перевозками в Перми. На основании приказа Министра автомобильного транспорта РСФСР от 28 июня 1966 года № 239 Пермский автобусный парк был реорганизован в Пермский автобусный парк № 2 (Орджоникидзевский район), а Пермская автотранспортная колонна - в Пермский автобусный парк № 1 (Свердловский район). В начале 1967 года дополнительно образованы Пермские автобусные парки: № 3 в Кировском районе на базе Пермского автохозяйства № 3 (бывш. Краснокамская автобаза № 2) и № 4 в Мотовилихинском районе на базе филиала Пермского автобусного парка № 1. Реорганизация проведена на основании приказа Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР от 9 февраля 1967 № 61. Таким образом, к концу 1967 года в городе Перми пассажирские перевозки осуществляли Пермские автобусные парки: № 1, № 2, №3, № 4. В декабре 1967 года автохозяйства города Перми вновь претерпевают реорганизацию, в том числе Пермские автобусные парки переименованы в Пермские пассажирские автотранспортные предприятия (ППАТП): ППАТП № 2, ППАТП № 3, ППАТП № 4 согласно приказу Западно-Уральского территориального транспортного управления (ЗУТТУ) от 20.12.1967 № 798, кроме Пермского автобусного парка № 1, который был переименован в Пермское автотранспортное предприятие № 1. Открываются первые диспетчерские пункты: ЦКР, сад Свердлова, Ипподром, затем на ул.Крупской, ул.Ушинского.

На 1967 год в Перми существовало уже 32 городских автобусных маршрута и 12 пригородных маршрутов. Причем маршруты в Закамске никак не соединялись с основной сетью - они действовали автономно. Маршруты микрорайона Гайва соединялись с сетью через плотину Камской ГЭС. В 1967 году - в г.Перми открывается 3-й автобусный парк. 01.06.1967 г. была создана Центральная Диспетчерская Служба ЗУТТУ (Западно-Уральского территориального транспортного управления).

Икарус 260 и ЛиАЗ-677МБ
Одновременно с пригородным ЛАЗ-695Н были закуплены городские автобусы ЛиАЗ-677. Сама по себе конструкция автобуса для конца 1960-х годах была передовой: наконец-то была реализована автоматическая коробка передач. Коробка была вынесена за пределы двигателя, расположенного как в ЗИС-155, справа от водителя. Конструкторам Ликинского завода совместно со специалистами НАМИ удалось реализовать плавность переключения передач в коробке передач. Автобус получился удачным для своего времени. Это бы первый по-настоящему городской советский автобус: широкий проход, просторный салон, вместимостью 110 человек; широкие двери, мягкие диваны; сзади, напротив второй двери, имелась накопительная площадка; мягкая пневматическая подвеска, плавный ход – всё это делало поездку в новых автобусах приятной. Но уже к 1980-м годам конструкция и агрегаты 677-го устарели.
Комсомольский проспект, начало 1980-х гг.
Со временем проявились и недостатки автобуса: в частности, долгая работа двигателя на холостом ходу негативно сказывалась на подшипниках коробки передач, у многих автобусов после десяти лет эксплуатации перестали быть герметичными боковые форточки и др. Автобусы ЛиАЗ-677 различных модификаций в Перми встречались на улицах почти до конца 1990-х годов. А в городах края до конца 2000-х.

В середине 1970-х, в Пермь стали поступать венгерские автобусы Ikarus. Самой массовой моделью был автобус Ikarus 260 и множество его модификаций. Также в Пермь поставлялась модель большой вместимости Ikarus-280 и модификации.
Комсомольский проспект,  Ikarus-260.01 № 29-89 ПТБ, 1986 год.
Венгерские автобусы олицетворяли собой технологический прорыв. Модель 260 представляла собой несущий кузов, в зависимости от модификации от 2 до 3 дверей, ширмового или или планетарного типа. Большая вместимость автобуса, просторный салон, широкие двери, удобные сиденья - Икарус 260 казался верхом технического совершенства, по сравнению с доживающими свой век ЗИЛ-158. Автобус создавался именно как городской, поэтому узких проходов нет, предусмотрена накопительная площадка, а в двухвагонной версии (модель 280) их целых две. Последняя поставка новых автобусов была проведена в 1994 году из Венгрии. В дальнейшем автобусы поступали из Германии и Польши после модернизации. Модели 260, 280 и их модификации эксплуатировались в Перми вплоть до 2010 года. Сейчас на маршрутах в Перми ходят только три Икаруса-260, остальные существующие находятся в руках промышленных и транспортных предприятий.

    В 1972 году в соответствии с приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР из состава Пермского автотранспортного предприятия № 1 выделилась автоколонна № 1858 и предприятие стало называться Пермским пассажирским автотранспортным предприятием (ППАТП) № 1.     В 1977 году на основании приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР было создано Пермское производственное объединение пассажирского автотранспорта № 1. В состав объединения вошли на условиях внутреннего хозрасчета - головное предприятие (бывш. ППАТП № 1) и филиал № 1 (бывш. ППАТП № 4). По имеющимся документам выявлено, что в 1986 году в составе ППОПАТ № 1
Комсомольская площадь, . Ikarus-280 и Magirus-Deutz. 26.07.1995[3]
был образован филиал с размещением в Индустриальном районе г.Перми, который с 1 апреля 1989 года был выделен в самостоятельное автотранспортное предприятие - ППАТП № 4. Таким образом, в период с 1977 года по 1992 год в г. Перми пассажирские перевозки осуществляли ППОПАТ № 1 (головное предприятие и филиал № 1), ППАТП № 2, ППАТП № 3, ППАТП № 4 (с 1989 г.). В конце 1974 - начале 1975 гг. начинает работу пульт №1. К этому времени на территории города функционируют 42 автобусных маршрута. В 1975 году начинается переход на индуктивную связь. В том же году на неё было переведено 26 маршрутов. В действие вводится 33 контрольных точки. В 1977 году на индуктивную связь переведены все маршруты. Открываются диспетчерские станции в Орджоникидзевском и Кировском районах.

В 1984 году в Перми действовало 60 автобусных маршрутов, причем 8 из них были экспресс-маршрутами. Междугороднее сообщение осуществлялось почти во все важные населённые пункты области.

В последние годы перестройки и в начале 1990-х годов в Перми появились б/у автобусы из Германии. Наряду с автобусами Ikarus и ЛиАЗ-677 они составили основу автобусного парка. В Пермь везли самые разные автобусы от рухляди до более менее приличных автобусов, от изживших своё на дорогах Европы,
Комсомольская площадь, .  MAN SG240H, №4173 ПМФ. Середина 1990-х гг.[4]
до вполне сносных. К концу 1990-х годов автобусный парк представлял собой настоящий зоопарк: Ikarus, ЛиАЗ, DAB, MAN, Mercedes-Benz, Magirus-Deutz, Setra, Gräf & Stift, Neoplan, Van Hool и прочие.

С распадом СССР, муниципальные предприятия продержались недолго и в уже в 1993 году, в связи с массовой коммерциализацией и разграничением предприятий федеральной, государственной и муниципальной собственности в г. Перми на базе имеющихся автотранспортных предприятий были созданы муниципальные предприятия системы «Пассажиравтотранс»: Пермское муниципальное предприятие (ПМП) «Пассажиравтотранс», Пермское пассажирское муниципальное автотранспортное предприятие (ППМАТП), Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие (МПАТП) № 3, Муниципальное Пермское пассажирское автотранспортное предприятие (МППАТП) № 4.
Cхема маршрутов городского транспорта Перми. 1984 год.


Наряду с муниципальными предприятиями перевозками занимались и частные предприятия и перевозчики. Они использовала аншлаги с цифрами черного цвета на голубом фоне, с шашечками между конечными пунктами. Все номера частных автобусных маршрутов сопровождались буквой «Т», как маршрутное такси. В верху аншлага была красная полоса с белой надписью «По договору с МУ «ГорПассажирТранс».

В 2000 году ПМП «Пассажиравтотранс» было переименовано в Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Пассажиравтотранс». Тогда же на основании постановления Главы города и в соответствии с приказом Муниципального
Комсомольская площадь, конец 1990-х - начало 2000-х гг.[5]
управления по распоряжению объектами муниципальной собственности Администрации города Перми 2 была проведена реорганизация муниципальных предприятий пассажирского транспорта в г.Перми, в результатекоторой предприятия были присоединены к МУП «Пассажиравтотранс» в качестве структурных подразделений - пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП): ППМАТП № 2, МПАТП № 3, МППАТП № 4. В продолжение реорганизации с апреля 2001 года дополнительно образованы структурные подразделения: ПАТП № 1, Свердловский район - на базе головного предприятия МУП «Пассажиравтотранс» и ПАТП № 5, Мотовилихинский район - на базе филиала МУП «Пассажиравтотранс».
DAB маршрута 99т на обеде у троллейбусного депо.[6]
В 2000-м году в Пермской области автобус перевез 566,8 млн человек. Пассажирооборот в пассажиро-километрах составил 4394,1 пасс/км. На 100 тыс. человек в 2000-м году в Пермской области приходилось 82 автобуса.[7].

В середине 2000-х годов появились первые нелегальные маршруты. Одними из них были маршруты 98Т и 99Т. Первый ходил сообщением «Площадь Дружбы — Микрорайон Крохалева», дублируя троллейбусный маршрут №13; второй, 99Т, ходил сообщением «Микрорайон Крохалева — ЦУМ — Микрорайон Гайва — ЦКР — Микрорайон Крохалева».

В 2005-м году в Пермской области было перевезено 364 млн человек. Пассажирооборот в пассажиро-километрах составил 3882,5 пасс/км. На 100 тыс. жителей области в 2005-м году приходилось 46 автобусов.[7].


Реорганизация 2006 года

Причиной закрытия муниципальных предприятий стало постановление Арбитражного суда Пермской области от 12.09.2005 года, по делу А-50-6194/2005 -Б о признании ПМУП «Пассажиравтотранс» банкротом, в отношении него было введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим был назначен Машковцев Юрий Александрович.

С 1 августа 2006 года с перерывами все маршруты распределяются на конкурсной основе среди частных перевозчиков. На 2014 год снова запланированы конкурсные процедуры.
Mercedes-Benz O405 маршрута №100 на Комсомольской площади.[8]
Контролирующей организацей, а также организатором конкурсов выступает Департамент Дорог и Транспорта Администрации города Перми (ДДиТ). ДДиТ выбирает из заявившихся на конкурс перевозчиков и заключает с ним договор об обслуживании маршрута сроком на несколько лет. Если перевозчик недобросовестно исполняет свои обязательства и не выполняет требования департамента, то ДДиТ в праве расторгнуть договор (пример расторжение в 2012 году договора на 11 маршруте). В 2013 году определены новые критерии отбора участников конкурса: высокий экологический класс двигателей (не ниже Евро-III), дата выпуска техники, процент низкопольности, а также наличие автобусов, использующих экологичные виды топлива.

Также в 2006 году была проведена масштабная перенумерация и
MAN NL202 маршрута №068 на улице Ленина.[9]
реорганизация всех автобусных маршрутов и маршрутных такси. Эта система с небольшими изменениями функционирует и сегодня. Часть маршрутов осталась прежней (10т - 32, 13т - 13, 22т - 77, 40т - 40 43т - 63, 68т - 68 и др.), у другой части был частично изменён маршрут (11т - 11 и др.). Также были введены и новые маршруты. Был принят стандарт аншлагов: на желтом фоне в черной рамке черным цветом справа номер маршрута, слева конечные и промежуточные пункты.

Однако и с введением новой системы нелегальные маршруты не исчезли. Одним из таких был маршрут №100 сообщением «Микрорайон Садовый — Микрорайон Парковый», через ДКЖ и ЦКР. Для привлечения пассажиропотока, на маршруте действовала пониженная плата за проезд: 10 рублей, вместо 12 рублей, установленных решением депутатов Городской Думы. Маршрут работал с 2008 года, без договора с Департаментом Дорог и Транспорта, до тех пор пока в администрации не приняли процессуальное решение. В мае 2009 года экипажами ДПС останавливались автобусы маршрута №100 и у водителей изымались права до
Mercedes-Benz O405 маршрута М8.[10]
прояснения ситуации. Маршрут был закрыт. Однако наряду с маршрутом №100 появились и другие нелегальные маршруты: М1, М4, М5, М6, М7, М8. И в отношении них действия администрации в целом не увенчались успехом. В частности, УФАС возбуждало производство в отношении маршрута М4. М4 и М8 просуществовали недолго. Остальные маршруты «М» обслуживала группа перевозчиков. Среди них: ИП Муртазина, ИП Шадрин, ИП Шишельгис и др. Почти все они на сегодняшний день закрыты.
В мае 2010 года нелегальные перевозки в Перми вышли на новый уровень. В городе появился нелегальный маршрут №068, сообщением «Микрорайон Садовый — Микрорайон Парковый» с заходом на Пермь II. В числе организаторов подозревается бывший руководитель ДДиТ, а ныне депутат Городской Думы Алексей Ковыев, имевший отношение и к маршруту №100. Однако маршрут №068 уже в августе был закрыт. Перевозки на маршрутах М4 и №068
Mercedes-Benz O307 маршрута №98 на улице Мира.[11]
осуществлял ИП Малышев и некоторые другие перевозчики.

В 2011 году между Департаментом и перевозчиками был достигнут компромисс и новые маршруты стали полулегальными. На них часто ставилось литера Э - экспериментальный. Выставлялся срок эксперимента, после чего в противном случае маршрут прекращал свою работу. Таким образом был организован маршрут №90. Затем в 2012 году были организованы №23э, №33э и №98. Все были закрыты кроме №33э - он получил лицензию и стал легальным маршрутом №33 и №98, по которому эксперимент еще не завершился. Во всех полулегальный маршрутах не действовали льготы на проезд.

С 15 декабря 2012 года стоимость проезда повышена до 13 рублей.

С 2007 по 2009 года вводится взамен индуктивной связи и Центральной Диспетчерской Службы, GPS-навигация. В 2010 году все функции и полномочия были переданы АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением) и Пермской Дирекции Дорожного Движения (ПДДД). АСУДД позволяет светофорным объектам работать в различных автоматизированных режимах. Причем система сама определяет когда необходимо переключить светофорный объект в режим час пик. также возможно и ручное управления. Система так же располагает большим количеством фото и видеофиксирующей техники по всему городу.

Современность


    На 2014 год в Перми существует 72 автобусных маршрута. Все маршруты распределяются на конкурсной основе среди частных
Mercedes-Benz O405N2 маршрута №27 на улице Стахановской.[12]
перевозчиков контролирующей организацией — Департаментом Дорог и Транспорта Администрации г. Перми. Проезд составляет — 13 рублей, однако некоторые перевозчики считают тариф заниженным. Поэтому в Городской Думе регулярно обсуждается вопрос о повышении платы за проезд. В 2013 году обсуждался вопрос о целесообразности поднятия тарифа до 15-16 рублей. Тариф в 14 рублей был определён депутатами как оптимальный, однако за его введение в 2014 году большинство депутатов проголосовало против. В маршрутных такси проезд составляет от 10 до 25 рублей. Для учащихся единый проездной билет на месяц стоит 610 рублей, на пол месяца – 305 рублей. Для студентов и льготных категорий граждан стоимость единого проездного билета составляет 660 рублей. Для студентов проездной билет на пол месяца стоит 330 рублей. Для обычных граждан не существует единого проездного билета. Проездной билет на автобус стоит 1100 рублей. В городе действуют четыре НП: «Автолидер», «Автоальянс», «Автоликон», Единый Союз Перевозчиков (ЕСП).

    Сегодня многие частные перевозчики базируются на территориях бывших ПАТП. Они заключают договор аренды с муниципалитетом, которому принадлежат эти земельные участки.
MAN A21 NL263 на маршруте №64. Улица Маршала Рыбалко.[13]

Автобус в генеральном плане

Подвижной состав



Список перевозчиков




Основная статья Список пермских автобусных перевозчиков

Сегодня в Перми не осталось ни одного муниципального маршрута. 10 января
MAN A78 Lion's City TÜ на маршруте №32. Улица Пушкина.[22]
был изменена трасса маршрута №75, который обслуживал МУП «Пермгорэлектротранс». Новым перевозчиком обслуживающим данный маршрут было объявлено ООО «Горавтотранс». Таким образом с улиц Перми исчез последний муниципальный маршрут. Полный список маршрутов и закреплённых за ними перевозчиков доступен в основной статье. Нелегальные маршруты существуют до сих пор. В частности маршрутs №88 «Южная - Центральный рынок», М6 «Микрорайон Липовая гора - Микрорайон Парковый ». Также имеется некоторое количество нелегальных перевозчиков в сфере маршрутных такси.

Маршруты




Основная статья Маршруты городского автобуса

ГУП «Автовокзал»




Статья Пригородные автобусные маршруты

Mercedes-Benz O350-15RHD-II Tourismo на Автовокзале в Перми[23]

Примечания


  1. 1Фото: Пермский край — Старые фотографии — Фотобус, fotobus.msk.ru
  2. 2Фото: Пермский край — Старые фотографии — Фотобус, fotobus.msk.ru
  3. 3Фото: Пермский край — Старые фотографии — Фотобус, fotobus.msk.ru
  4. 4Автор — Андрей Болилый, vk.com
  5. 5Автор — Андрей Болилый, vk.com
  6. 6Автор — Андрей Болилый, vk.com
  7. 7«Транспорт и связь в России» 2012г., www.gks.ru (файл-архив)
  8. 8Автор — Андрей Болилый, vk.com
  9. 9Фото: Пермский край № АУ 521 59 — MAN NL202 — Фотобус, fotobus.msk.ru
  10. 10Фото: Пермский край № АА 094 59 — Mercedes-Benz O405 — Фотобус, fotobus.msk.ru
  11. 11Фото: Пермский край № А 811 НО 159 — Mercedes-Benz O307 — Фотобус, fotobus.msk.ru
  12. 12Фото: Пермский край № В 651 МН 159 — Mercedes-Benz O405N2 — Фотобус, fotobus.msk.ru
  13. 13Фото: Пермский край № А 634 НТ 159 — MAN A21 NL263 — Фотобус, fotobus.msk.ru
  14. 14Фото: Пермский край № АА 273 59 — Setra S319NF — Фотобус, fotobus.msk.ru
  15. 15Список моделей — Пермский край, Пермь, Пермский район — Фотобус, fotobus.msk.ru
  16. 16Фото: Пермский край № В 951 РС 159 — Mercedes-Benz O530 Citaro L — Фотобус, fotobus.msk.ru
  17. 17Фото: Пермский край № В 120 ВС 159 — MAN A25 NÜ313-15 — Фотобус, fotobus.msk.ru
  18. 18Фото: Пермский край № В 105 ЕА 159 — Mercedes-Benz O530 Citaro — Фотобус, fotobus.msk.ru
  19. 19Фото: Пермский край № В 796 ВС 159 — MAN A21 NL223 — Фотобус, fotobus.msk.ru
  20. 20Фото: Пермский край № Т 278 ТР 59 — МАЗ-103.476 — Фотобус, fotobus.msk.ru
  21. 21Фото: Пермский край № В 523 ВУ 159 — MAN A23 NG313 — Фотобус, fotobus.msk.ru
  22. 22Сообщество «Автобусы Перми», vk.com
  23. 23Фото: Пермский край, № Е 413 АС 159 — Mercedes-Benz O350-15RHD-II Tourismo — Фотобус, fotobus.msk.ru
Используются технологии uCoz