Блоги
img
В последнее время, в Перми выявилась тенденция открытия новых нелегальных маршрутов. Нелегальные маршруты – это маршруты, обслуживаемые перевозчиками, которые самовольно их организовали, без согласования с Департаментом дорог и транспорта (ДДиТ) администрации г. Перми.

Что же необходимо для того, чтобы заниматься легальными пассажирскими перевозками в Перми?
А) Чтобы приступить к регулярным пассажирским перевозкам согласно федеральному закону Российской Федерации №220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимо: 1) иметь лицензию на регулярные пассажирские перевозки; 2) иметь на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией; 3) не проводить ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и не иметь на руках решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства; 4) не иметь задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.

Б) Далее, перевозчику необходимо выиграть конкурсную процедуру на один из автобусных маршрутов на территории города. Конкурсные процедуры объявляются ДДиТ по завершении контракта с предыдущим перевозчиком на том или ином маршруте. Чтобы принять участие в конкурсе перевозчик должен предоставить следующую информацию о своём подвижном составе: марка, модель, возраст, вес, количество посадочных мест, общая вместимость, процент низкопольности, наличие систем кондиционирования и другие данные.

В) Также перевозчик должен иметь действительный договор об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
По результатам анализа полученной информации от заявившихся на процедуру перевозчиков, ДДиТ объявляет победителя и заключает с ним контракт минимум на 3 года. В случаях, когда победитель не был выявлен по причине предоставления неполной информации или недостаточного количества участников конкурсной процедуры, конкурс проводится повторно.

Несмотря на конкурсные процедуры, которые были введены, в том числе, под давлением перевозчиков, некоторые из них продолжают организовывать нелегальные маршруты. Необходимо отметить, что возникновение нелегальных маршрутов происходит регулярно с момента реорганизации системы перевозок в 2006 году, когда был упразднён муниципальный автопарк ПМУП «Пассажиравтотранс». Некоторые частные перевозчики выступали с критикой системы распределения маршрутов, принятой на тот момент, что приводило к созданию нелегальных маршрутов. Самым известным случаем стала организация ООО «Эдельвейс» нелегального маршрута №100 «м/р Парковый – м/р Садовый», который действовал с октября 2006 г. по май 2009 г. «Нелегал» фактически на 80% копировал легальный маршрут №1 «м/р Садовый – cт. Пермь-II». В декабре 2006 г. мэрии удалось на некоторое время закрыть маршрут, путём приостановки лицензии ООО «Эдельвейс», однако, вскоре маршрут снова заработал на этот раз с автобусами ИП Ахмарова. В попытках закрыть нелегальный маршрут участвовали сотрудники ГИБДД. В частности, оформлялись протоколы об административных правонарушениях и изымались государственные регистрационные знаки автобусов. Также к административной ответственности привлекались сами перевозчики. В феврале 2009 года произошёл так называемый «транспортный бунт», когда несколько перевозчиков с легальных маршрутов отказались перевозить льготников. Однако бунт продлился всего 2 недели. Администрация и перевозчики смогли найти общий язык. Чтобы создать дополнительный стимул для закрытия маршрута №100, был вновь открыт ранее приостановленный маршрут №67 с аналогичной трассой следования. С помощью комплексных мер, методом «кнута и пряника» городской администрации удалось закрыть нелегальный маршрут в мае 2009 года.

Цитата
Через год, в мае 2010 года была предпринята попытка вновь открыть нелегальный маршрут по направлению микрорайон Садовый – станция Пермь-II. Новый нелегальный маршрут получил №068 «м/р Садовый – пл. Дружбы – ЦУМ – Ст. Пермь-II – ДКЖ – м/р Парковый». Этот маршрут во многом копировал трассу легального маршрута №68 «м/р Садовый – Ст. Пермь-II». Однако уже в августе маршрут прекратил своё существование.


Новый виток в развитии нелегальных перевозок произошёл в 2010 году, когда произошло массовое открытие нелегальных маршрутов М1, М4, М6, М7 и М8. В 2011 году был организован маршрут М5. Органы власти предпринимали попытки прекратить деятельность нелегальных маршрутов, в частности, УФАС возбуждало дело в отношении маршрута М4. Однако, в течение полутора лет все маршруты закрылись, кроме М6, который продолжает функционировать по состоянию на 5 ноября 2015 года. По маршруту мТ6(М6) сообщением «м/р Парковый – ДКЖ – ЦКР – Комсомольская площадь – Чкалова – м/р Липовая гора», нелегальными перевозками занимается ИП Зарипов.

Цитата
После массовых появлений нелегальных маршрутов ДДиТ ввёл «экспериментальные» маршруты с литерой «Э», которые вводились на определённый период времени, льготный проезд отсутствовал. В случае признания эксперимента успешным, маршрут включался в состав маршрутной сети. Под видом экспериментального 1 февраля 2011 года группой перевозчиков был запущен нелегальный маршрут №98 «Ремзавод (Олимпиец) – м/р Садовый». Маршрут действует и по сегодняшний день. Этот маршрут обслуживается группой перевозчиков ИП Целоусов, ИП Токарев и др.


Новое обострение произошло 1 июня 2015 года, в связи с вводом Департаментом дорог и транспорта новой Единой маршрутной сети (ЕМС), согласно которой прекращали свою работу несколько популярных маршрутов: №11 «пл. Восстания – м/р Нагорный», №30 «м/р Садовый – м/р Парковый», №45 «м/р Крохалева – ул. Мильчакова». 1 июня ИП Фофанов, обслуживавший маршрут №30, продолжил выход на маршрут, тем самым нарушив постановление Департамента о расторжении договора обслуживания. Таким образом, появился маршрут №30т. К перевозчику были применены санкции в виде штрафа за каждый в автобус в размере 5000 рублей, однако, данные меры не привели к закрытию маршрута, хотя и снизили количество подвижного состава на маршруте. Другой перевозчик ООО «Уралавтотранс» тоже игнорирует требования Департамента прекратить незаконные пассажирские первозки по закрытому ещё 1 апреля 2015 года маршруту №45. В связи с этим, 2 апреля 2015 года ДДиТ обратился в Прокуратуру Свердловского района г. Перми с просьбой провести проверку маршрута и прекратить деятельность нелегального перевозчика. Как сообщает издание Business-Class, по результатам проверки было направлено исковое заявление в Пермский районный суд Пермского края о признании незаконной и запрете осуществления деятельности перевозчика ООО «Уралавтотранс». На суде директор ООО «Уралавтотранс» пояснила, что перевозка осуществляется на основании договоров, заключенных непосредственно с пассажирами автобуса. Также она отметила, что компания не занимается регулярными перевозками, так как маршрута №45 не существует, поскольку не заключён соответствующий договор с ДДиТ.
Пермский районный суд, рассмотрев дело, пришел к выводу, что фактически ответчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки без утверждения маршрута, что противоречит действующему законодательству. Суд постановил признать деятельность «Уралавтотранс» незаконной и прекратить ее.
Отметим, что Пермское УФАС также заинтересовалось деятельностью ООО «Уралавтотранс» и возбудило антимонопольное дело.



Также в июне 2015 года действовал нелегальный маршрут №99т, сообщением «м/р Крохалева – Комсомольская пл. – ЦКР – Попова – ТЦ «Спешилов» – 10-й микрорайон», который организовало ООО «Серпантин», оставшееся без маршрутов по итогам распределения согласно конкурсным процедурам. Ранее данный перевозчик обслуживал маршрут №42 «Автовокзал – аэропорт «Большое Савино».



Странная ситуация складывается с маршрутом №126, который входит в реестр краевых автобусных маршрутов. Официальная трасса данного маршрута – «Краснокамск (МЖК Запальта) – Пермь (ООО «Пермавтодор»)». Однако, фактически автобусы перевозчика ООО «Закамский автобус» ходят по маршруту «ЦКР – Лесная».



5 ноября 2015 года появился новый нелегальный маршрут №11т «пл. Восстания – м/р Нагорный». Маршрут организовала группа перевозчиков ИП Целоусов, ИП Токарев, ИП Романова, ИП Костарев, ИП Перевозчиков. Трасса нелегального маршрута не полностью соответствует трассе закрытого 1 июня маршрута №11, нелегальный маршрут следует по улице Мира. В социальных сетях горожане бурно выражали своё одобрение, открытию нелегального маршрута. Однако на деле всё оказалось несколько иначе: в час пик автобусы ходят заполненные на одну треть, в межпиковое время в салоне в среднем находятся 3-5 человек.



При анализе выше изложенной информации, получаем, что на 5 ноября в Перми действует 5 нелегальных маршрутов: мТ6 (М6), 11т, 30т, 45т и 98 и один полулегальный №126. Изучив предысторию нелегальных маршрутов в Перми, невольно возникает вопрос: почему при наличии административного ресурса и множества способов прекратить нелегальные перевозки администрация не борется с нелегальными перевозчиками? Примеры применения административного ресурса были рассмотрены нами выше.

5 ноября, в пресс-службе МУП «Пермгорэлектротранс» сообщили, что ПГЭТ совместно с ДДиТ инициировали проверки нелегальных перевозчиков, результаты которых будут направлены в УГАДН. Также готовится обращение в прокуратуру по факту выявленных нарушений. В «Пермгорэлектротрансе» уверены, что нелегальные перевозчики дублируют маршруты электротранспорта. Маршрут №30т дублирует троллейбусы № 10 и 12; маршрут № 45 – троллейбусы №1, 5 и 12; маршрут № 98 – трамвай №11, автобус №62; маршрут №11т – трамвай №11, 10, 4, 6 и 8, троллейбус №10, автобус №62. РИА ФедералПресс сообщает, что нелегалы дублируют от 24 до 72 % протяженности маршрутов муниципального транспорта.

Редакция портала PERMTRANS.RU настоятельно рекомендует не пользоваться маршрутами, обслуживаемыми нелегальными перевозчиками: мТ6 (М6), 11т, 30т, 45т и 98.
У нелегальных перевозчиков, как правило, отсутствует обязательный договор о страховании жизни, здоровья и имущества пассажиров, так как «нелегалы» не заключали договора на обслуживание маршрута с ДДиТ, обязательным условием которого является наличие действующего страхового договора. Отсутствие обязательного договора о страховании жизни, здоровья и имущества пассажиров у индивидуального предпринимателя или юридического лица, занимающегося пассажирскими перевозками — прямое нарушением законодательства Российской Федерации, а именно: части 1 статьи 5 федерального закона № 67-ФЗ от 04.11.2014 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Кроме того, зачастую подвижной состав нелегальных перевозчиков оставляет желать лучшего. Как показывает пермский опыт, чаще всего такими перевозчиками используются так называемые «конструкторы», то есть автобусы, собранные из нескольких автобусов, часто с использованием кустарно созданных деталей. Эксплуатация такого подвижного состава не только противоречит действующему законодательству, но и небезопасна для жизни работников перевозчика и пассажиров. Помимо выше перечисленного нелегальные перевозчики не платят налоги, на маршрутах отсутствует чёткое расписание.

Поддержка рублём нелегальных перевозчиков может привести появлению новых нелегальных маршрутов. Тенденция самовольной организации маршрутов в конечном итоге может поставить под угрозу существующую систему автобусных перевозок, в то время, когда Пермь является одним из самых современных городов России в области организации автобусного движения.
Фото: fotobus.msk.ru
Мнение редакции портала PERMTRANS.RU может не совпадать с точками зрения авторов публикаций
Комментарии:

23 июня, Пятница, 08:17
Нашли ошибку?
Сообщите об этом нам с помощью формы Обратной связи